Опять новогодний? — удивятся люди, знакомые с еврейскими традициями. Ведь совсем недавно, осенью, уже были новогоднее празднества, когда евреи отмечали праздник Рош га-Шана. Но в еврейском календаре есть даты начала отсчета. Среди них — пятнадцатое число месяца шват, или Новый год деревьев, передает корреспондент Украинской Службы Информации.
В этот день определялось, к урожаю какого года следует отнести созревающие плоды, а также в какой из праздников их нужно приносить в Храм. Число «15» изображается в иврите буквами «тет» и «вав» (произносится как «Ту»), и этот день на иврите называют «Ту би-Шват», сообщил корреспонденту USI.onlineпресс-секретарь еврейской общины Одессы Берл (Болеслав) Капулкин.
15 швата не упомянуто в Торе в качестве праздника. Как особая дата день был установлен еврейскими мудрецами. Тора предписывает евреям ежегодно отделять десятину (маасер) от плодов своих деревьев в пользу бедняков, а также священников и левитов. Это делается ежегодно, причем отделять десятину от урожая одного года в счет десятины урожая другого года запрещено, — отметил он.
Месяц шват приходится на январь-февраль гражданского календаря, но еврейский календарь привязан к климату Земле Израиля, где в это время уже тепло: только что закончился сезон дождей, и на деревьях начинают распускаться почки. В условиях, когда урожаи можно снимать круглый год, дата, отделяющая урожай одного года от урожая другого года, просто необходима.
По словам Капулкина, в этот день разрешено работать, и не существует специальных торжественных церемоний, которых обязательно нужно придерживаться. Большинство евреев стараются отметить Ту би-Шват, поставив на стол семь видов плодов, которым славятся Земли Израиля – пшеница, рожь, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики. В некоторых общинах на стол ставят 15, 30, 50 и даже 100 (!) видов плодов.
Досье USI.online.
Примерно 100 лет назад, когда евреи начали возвращаться на землю предков, в Стране Израиля появилась новая прекрасная традиция – сажать в Ту би-Шват деревья. Посадка дерева — это действие, посредством которого человек подражает Всевышнему и приближается к Нему: как Всевышний посадил райский сад, так и человек должен сажать сады. К сожалению, говорить о посадке деревьев в Одессе в эти дни не приходиться.
В Торе говорится, что человек похож на дерево, и это сходство особенно заметно на духовном уровне. Дерево имеет корни, ствол, ветки, плоды или семена. Благодаря корням оно получает питание из земли, необходимое для жизни, и опору против ветра. Корни – самый важный элемент жизнедеятельности для дерева, хотя листья также вносят свою лепту в его питание. Ствол и ветки образуют тело дерева, по ним можно видеть рост и развитие растения. Но дерево достигает совершенства, только произведя потомство, давая плоды, семена, так как в них заложен потенциал продолжения вида, поколение за поколением.
Еврейский закон предписывает оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны, запрещая срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений.
Как сообщала USI.online, вечер понедельника может выдаться интересным и вовсе не тяжелым: есть сразу несколько поводов, чтобы отметить его весело.