Воскресенье 13 марта православные отмечают Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом, завершающий длительную подготовку к периоду воздержания. Этот день известен в христианском мире как один из самых значимых, ведь прощение обидчиков и примирение с врагами считается непременным условием для единения с Богом. В Прощеное воскресенье на богослужении в храмах читаются стихи из Нового Завета, в которых Иисус Христос во время Нагорной проповеди говорит о посте и прощении грехов: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Несмотря на широко известный обычай праздновать окончание Масленицы с громкими песнями и плясками, православная церковь не одобряет этого. Недопустимо и радостное сжигание чучела, сопровождаемое прыжками через костер. Это объясняется неуместным возрождением языческих обычаев, которые мешают должному приготовлению к посту.
Издавна в Прощеное воскресенье священнослужители совершают чин прощения в храмах. Клир церкви после молитв выходит из алтаря для того, чтобы попросить прощения у всех христиан. Это же делают и прихожане. Причём происходит это не просто как номинальное соблюдение обычаев церкви, но с искренним смирением и надеждой на отпущение обид и получение прощения.
На слова “Прости меня” православные искренне и от всего сердца отвечают “Бог простит и я прощаю”, свидетельствуя, что и Господь простил причиненную обиду, и человек зла не держит.
Когда человек просит прошения, он просит не суда, не того, чтобы полностью разобрать ситуацию, а признает, что принес боль и сожалеет об этом. И другой, прощая, понимает, что долги могут и остаться, но он тоже не судит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения.
Прощеное воскресенье – это мощный стимул для разрушения преград между врагами, в этот день совершенно нельзя оставлять просьбы о прощении и откладывать примирение на потом. Потому что невозможно быть в мире с Богом в Великий пост, когда нет мира между людьми.