Сегодня в Новой Каховке состоялась научно-практическая конференция «Будущее архитектурной самобытности Новой Каховки», которую провела член национального союза архитекторов Татьяна Евсеева.
К разговору присоединились искусствовед, куратор проекта Soviet mosaics in Ukraine фонда «Изоляция» и участница художественной инициативы «Де-не-де» из Киева Евгения Моляр; критик, куратор урбанистических программ, редактор платформы СОУС (Souc) – South Ukrainian Culture из Херсона Юлия Манукян; искусствовед, журналист, член союза журналистов Украины Инесса Атаманчук и художник-мастер витража Андрей Соколенко, оба из Запорожья; новокаховский художник Олег Сагайдак; директор картинной галереи Елена Михайленко, депутат Новокаховского горсовета Диана Иванникова, общественность.
Было отмечено, что Новая Каховка – единственный город на постсоветском пространстве, построенное в 1950-х годах, что включено в перечень исторических городов Украины. Особенность, причем очень ценная, это то, что ценой огромных усилий архитекторов, художников, строителей достигнуты стилистическое единство и своеобразие: ансамбль планировки и застройки кварталов, монументально-декоративное оформление фасадов и интер,интерьеров зданий, элементов благоустройства.
Главное: монументально-декоративное оформление зданий несет в орнаментах элементы советской символики. Акцентное значение имеют: звезда на шпиле здания-памятки архитектуры; бетонный картуш с гербом СССР и памятная доска с орденом Знака Почета на главной постройке ГЭС, которая тоже является пам,ларьком архитектуры, а также науки и техники; витраж по эскизу художника, академика А.Мизіна, выполнен рижскими мастерами, в ризалите Дворца культуры – тоже памятник,памятник архитектуры, а также декоративно-монументального искусства; серп и молот в декоративно-монументальных барельєфних панно работы художника-бойчукиста Григора Довженко на фасадах жилых и общественных зданий; серп и молот в декоре литых оград.
После содержательного обсуждения, когда висказувались прямо противоположные мнения, было констатировано: уничтожение всех этих элементов станет невосполнимой существенной утратой культурного наследия. Ведь исчезнет подлинность, исказится исторический контекст, обесценится подвиг авторов-экспериментаторов. Например: одно лишь сочетание художественных установок бойчукізму с символикой режима, коварно уничтожил это явление, в работах Григора Довженко – важный, значимый прецедент, что раскрывает эту историческую трагедию.
Было подчеркнуто: без дополнительной профессиональной экспертизы и разъяснений Закона о декоммунизации не надо ничего совершать в спешке, ведь в нашем городе этот акт идет вразрез с положениями Закона о культурном наследии и международных актов относительно открытия, сохранение, изучение культурного достояния.
Члены конференции решили обратиться в министерство культуры с просьбой разработать комплексную программу реализации положений ЗУ «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режимов и запрет пропаганды их символіки относительно архитектурно-пространственной среды исторического ареала Новой Каховки, ведь такой документ нужен для всех городов, которые имеют комплексную застройку кварталов советского периода (Запорожье, Харьков и др).
А также обратиться к Херсонской областной администрации и Новокаховскому горсовету о поддержке создания на территории исторического ареала нашего города историко-архитектурной заповедной территории – музея декоративно — монументального искусства под открытым небом, городской администрации – способствовать разработке и претворению в жизнь социальной программы по ревитализации ( восстановления, оживления, воссоздания) исторической части.