Чему нужно радоваться
***
Любой чабан, даже самый малообразованный, твердо знает, что недавно остриженных овец сначала холят, чтобы они не простудились, и не стригут до тех пор, пока не отрастет хотя бы немного новой шерсти. Я это к тому, что, вводя непонятную для украинцев абонплату за газ, державные пастухи, похоже, пренебрегли этим правилом.
В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда даже соседние села со схожей инфраструктурой и примерно одинаковым количеством населения могут получить платежки, в которых цифры будут отличаться втрое. К тому же, многие сами оплачивали прокладку уличных сетей, за которые теперь им придется регулярно платить.
Новое известие всколыхнуло общество. После прошлогоднего глобального повышения цены на газ, ввергшего обнищавшее население в панику, непонятная абонплата, при всех уговорах, что она ничтожна и от нее станет жить только лучше, показалась миллионам людей с небольшим достатком форменным унижением и издевательством.
Последствия не заставили себя ждать: креативность 24-летнего пацана, поставленного на кормление при полноводных газовых денежных потоках, вызвала в стане оппозиции заметное оживление. Что мадам с косой, что скотиняка с вилами, что погрязшая в мусоре львовская братва, — тут же открыли новый ТВ-сезон плясок с бубнами.
Они мне понятны, удивляет лишь реакция высшего руководства. Гарант — что с введением абонплаты не согласен. Кто б в его изворотливости, особенно когда припечет, сомневался… Премьер, оказывается, вообще узнал про такое новшество из СМИ. Если это так, что еще нужно узнать про служебное несоответствие руководителя кабинета министров центрально-европейской страны?!
Другими словами, нам втюхивают мыслишку, что последний газовый «облом» — всего лишь инициатива хлопца из ниоткуда, которого звать никак, кроме его зарплаты, достаточной для содержания сотни пенсионеров. Вот такие пироги.
А я сомневаюсь. Уверен, что без чиха всенародно избранного не шелохнется и листочек на шаткой веточке денежного древа, бурно цветущего в дальних и ближних оффшорах. Скорее всего, мы имеем дело с попыткой выяснить: готовы ли бараны к внеочередной стрижке? Узнав, что не готовы, пастухи немедленно отступились.
Отношение к собственному народу, как к богом данному объекту для стрижки, издавна свойственно нашему менталитету. Не станем углубляться во времена крепостного права, лучше посмотрим, как это делалось в недавнем советском прошлом.
Мои сверстники помнят, что День Конституции СССР раньше отмечался 5 декабря, в честь Конституции 1936 года. Затем праздник был перенесён на 7 октября (день принятия «Конституции развитого социализма» в 1977 году). В те времена автор этих строк работал в Белозерской школе №2. Сижу как-то на совещании директоров, скука смертная, верчу в руках подаренные мне на день рождения японские часы с календарем на 99 лет и горестно размышляю: раз недавно приняли новую Конституцию, то очередное 5 декабря будет рабочим днем, то есть гулять начнем только со следующего года. Набираю на циферблате 1978 год – ба, суббота! Гляди, думаю, какое совпадение… По инерции смотрю 7 октября 1979 года, вот те на — воскресенье! Есть, над чем задуматься: три года подряд праздничные дни почему-то выпадают на выходные (в те времена праздники, пришедшиеся на субботу и воскресенье, не возмещались следующими понедельниками). Прошли годы, прежде чем я узнал, что мелкий чиновник ЦК КПСС, предложивший эту модель узаконенной кражи трех выходных дней, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Заставил других трудиться – и сам не был забыт трудовым отличием!
Разница, вроде, небольшая: тогда крали бесплатными рабочими днями, сегодня – сунут руку прямо в карман. Тут ничего не скажешь: времена более просвещенные! А вот киевскому пацану не позавидуешь: назначат вместо него кого-нибудь посмышленее, чтоб стриг баранов без лишнего озлобления, предварительно объяснив широкой публике, что главное отличие овец от людей в нашей стране – это то, что их не только стригут, но и едят. Так что пусть радуются, что с ними не делают последнее!
Виталий Бронштейн
Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.