Юрий Ткачёв, главный редактор «ТАЙМЕР-Одесса»
Хотя это и выглядит крайне унизительно, в этом есть определённое здравое зерно.
Дело в том, что украинские гастарбайтеры, едущие в Польшу, зачастую представляют собой весьма малопривлекательное зрелище. Это в массе своей то, что в советское время называли деклассированной публикой, а сегодня кличут прекариатом. Проще говоря, это люди, не имеющие чёткого места в системе трудовых отношений и готовые работать кем угодно за мелкий (сравнительно) прайс. Сегодня он собирает клубнику, завтра — работает грузчиком, послезавтра — собирает мебель (простейшие операции типа закрутить болт или прикрепить степлером обивку) и т.п. Работает он нелегально, согласен жить в самых скотских условиях и т.п.
Вполне понятно, что такие люди довольно быстро деградируют, теряют социальные ориентиры и превращаются в откровенных маргиналов. Далеко не всякий труд делает из обезьяны человека — бывает и наоборот. И вот позавчерашний инженер, врач или учитель, вчера собиравший клубнику, сегодня собирает бутылки или ворует в супермаркете.
Мой хороший знакомый, будучи зубным врачом, уехал в Испанию. По специальности он там устроиться не смог, работать пришлось чёрти кем. Правда, у него всегда был довольно крепкий внутренний стержень, и сейчас он уже устроился в обслуживающий персонал какой-то стоматклиники — лечить людей ему ещё не доверяют, доверят нескоро, но он хотя бы вернулся в свою сферу.
В этом смысле, кстати, трудовая эмиграция в Польшу (а равно в Чехию и т.п.) невыгодно отличается от эмиграции в ту же Россию, Белоруссию или Казахстан. Туда едут в основном работать по специальности — большинство тех моих знакомых, кто туда эмигрировали, сейчас работают теми же, кем работали до отъезда.
Конечно, заробитчанство в Польше имеет свои плюсы: за одну и ту же работу там, как правило, платят больше (хотя как на мой взгляд явно недостаточно много для того, чтобы жить в строительном вагончике вдесятером и питаться бич-пакетами или объедками с хозяйского стола). Но платой за это является трудовая деградация и превращение в личность, которую будут обыскивать на кассе в супермаркете.
Подумайте об этом.