Андрей Кислов
Киевский журналист, политический обозреватель. Специализируется на украинской и международной политике, исторических и религиозных темах.
Не в повестке дня собора
В городе Ираклион на острове Крит в понедельник, 20 июня, открылся церковный собор, который продлится до 27 июня. В нем участвуют 10 из 14 существующих православных церквей. Русская, Антиохийская, Грузинская и Болгарская Церкви от участия отказались, хотя на подготовку собора ушло 55 лет.
Официальная причина отказа — «несогласие с некоторыми организационными вопросами и проектами документов». Представители Сербской церкви также заявляли о намерении отказаться от участия в соборе, однако в последний момент передумали и решили участвовать. Таким образом, в соборе участвуют: Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая православные церкви.
Хотя об отдельном участии Украины речи не было (ведь УПЦ МП является частью Русской церкви, а УПЦ КП – не признана), с обращением к Константинопольскому патриарху Варфоломею выступили депутаты Верховной Рады. Они призвали предоставить независимость Украинской церкви. Хотя за соответствующее обращение проголосовали 245 нардепов, представитель Константинопольской Патриархии архиепископ Иов сообщил, что ни обращение Верховной Рады, ни другие вопросы, связанные с украинским православием, рассматриваться не будут. «Украинский вопрос не стоит в повестке дня Собора, и ее нельзя менять», – подчеркнул он.
Что же тогда подразумевало обращение, направленное высшим законодательным органом страны не собору, а лично Константинопольскому патриарху? На что надеялись нардепы, занявшиеся церковными вопросами, вопреки 35 ст. Конституции («Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви»)? Патриарху указали, в частности, что «количественные показатели» жизни Православной Церкви в Украине свидетельствуют, что она достигла уровня, «необходимого для автокефального бытия».
Но возникает вопрос, является ли это достаточным основанием для принятия конкретных решений? Ведь Константинопольский Патриарх не Папа Римский – он лишь равный среди равных предстоятель одной из православных церквей. Его резиденция Фанар — не Ватикан и, в отличие от последнего, не имеет статуса государства. Предоставление автокефалии — прерогатива церкви-матери, которой в УПЦ МП считают Русскую церковь. В УПЦ Киевского патриархата настаивают на канонической связи с Константинополем. И обращение Верховной Рады исходит из этой концепции.
Патриарху Варфоломею предложили признать недействительным акт 1686 года, согласно которому «в нарушение канонов» Киевская метрополия была присоединена к Московскому патриархату. Напомним, что духовный центр православия на Руси к тому времени переместился из Киева в Москву, после разрушения татарами в 1240 году. Туда была перенесена кафедра Киевских митрополитов (с 1325 г.), а Константинополь уже два столетия находился под властью турок (с 1453 г.).
Украинская же православная церковь, как понятие юридическое, возникла в 1990 году. Когда Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 года принял «Положение об экзархатах», которое предоставляло Украинскому и Белорусскому экзархатам право именоваться Украинской и Белорусской православными церквями.
Настроения и историческая справедливость
Первым Предстоятелем УПЦ стал митрополит Филарет, получивший Грамоту Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении 28 октября 1990 года. При митрополите Филарете (нынешнем предстоятеле УПЦ КП) был принят и устав Украинской Православной Церкви. По нему УПЦ является частью Русской православной церкви, а митрополит Киевский — постоянный член синода РПЦ.
В случае создания в Украине канонической церковной структуры, получившей автокефалию от Константинополя, ее основой может стать Киевской патриархат. В него смогут войти и общины УПЦ. Все остальные приходы, как сообщил владыка Филарет, смогут зарегистрироваться как представители Русской Православной Церкви. «Безусловно, некоторые приходы не захотят этого делать, тогда они должны зарегистрироваться как представители Русской православной церкви в Украине, и мы ничего против этого не имеем, поскольку в нашей стране свобода вероисповедания», — сказал он.
Патриарх Киевский видит плачевную перспективу для тех, кто не захочет признать автокефалию: «Они могут прекратить молитвенное единение со Вселенским патриархом и другими церквями. Но в таком случае сама РПЦ останется в изоляции. И Украинская православная церковь со своими масштабами и влиянием тогда станет главной в православном мире».
В настоящее время каждая община УПЦ является отдельным и независимым юридическим лицом, и эксперты не исключают обострения конфликтов вокруг храмов и церковного имущества, которые фактически не прекращаются с девяностых годов. Однако следует отметить и то, что название Русская православная церковь является историческим. Многие верующие Киевского патриархата и прихожане УГКЦ, рожденные до 1990 года, получили крещение именно в Русской православной церкви. Название УПЦ, полученное в горбачевскую перестройку, отражало общественные настроения того времени. Нельзя исключать, что наименование Русской церковью лишь сплотит приверженцев УПЦ, станет стимулом для осмысления духовной идентичности. Кстати, в Синодальный период официальное название церкви звучало иначе — Православная кафолическая греко-российская церковь.
О «врачевании раскола», в случае переименования, конечно же, речь не идет. Расколы исцеляет время. Так, Поместный Собор Русской православной церкви, состоявшийся в 1971 году, признал анафемы на старообрядцев «яко не бывшими», а сами старые обряды равночестными с принятыми в РПЦ. В 2000 году Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) принесла покаяние перед старообрядцами, которых считали раскольниками с XVII века. Примечательно, что РПЦЗ и Московская патриархия взаимно называли друг друга раскольниками, но затем объединились. И в 2008 году синод РПЦ определил РПЦЗ как одну из самоуправляемых Церквей Московского Патриархата. Такой же статус имеет сегодня УПЦ.
Относительно настроений, вызванных вооруженной агрессией со стороны Российской Федерации, на которые указывают депутаты Верховной Рады, нельзя не вспомнить слова Святителя Николая Японского. Когда началась Русско-японская война, он, будучи российским подданным, благословил свою паству молиться за победу японского оружия. В окружном послании он поощрял японских христиан исполнить свой долг верноподданных: «Кому придется идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь … Любовь к отечеству есть святое чувство… Но, кроме земного отечества, у нас есть еще отечество небесное… Это отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью».