Уже год в Украине действуют квоты на украинский язык и музыку в эфире радиостанций. 8 ноября 2016 года вступил в силу закон, согласно которому на радио должны ставить в эфир 25% украиноязычной музыки и вести 50% программ на украинском языке. Песни на украинском языке должны звучать в прайм-тайм – с 7 утра до 14 дня и с 15 дня до 22-00.
Теперь в Украине наступил второй этап внедрения украинских квот на радио. Отныне доля украиноязычных песен на радио должна составлять не менее 30%, а в следующем году – уже 35%. Норма по передачам на украинском языке также увеличилась – до 55% (через год составит уже 60%).
«Страна» проанализировала главных последствия введения квот на радио за первый год их существования.
И узнала у сотрудников радиостанций – как квоты изменили радиоэфир.
1. Украинцы стали меньше слушать FM-радио и перешли в интернет
Еще на этапе обсуждения квот критики прогнозировали, что они ударят по рейтингам радиостанций. Мол, привыкшие к русскому языку в эфире слушатели будут искать контент в других источниках – прежде всего, в интернете. Так и случилось.
«Одно из очевидных последствий квот – украинцы стали меньше слушать FM-станции, – отмечает основатель RADIO MORE.FM Павел Козлов. – Нам даже предложили купить частоту в Одессе – раньше это считалось невозможным. Параллельно растет доля онлайн-сервисов, где никакие квоты не действуют. Можно выбрать, что слушать. О многом говорит даже тот факт, что украинские мобильные операторы в некоторых тарифах обнуляют 3G-траффик на самые популярные ресурсы, а Kyivstar совместно с нами даже запустил собственное онлайн-радио. Слушать и смотреть онлайн – тренд, который невозможно не замечать».
Правда, не все согласны с тем, что квоты отразились на рейтингах радиостанций. На FM-станциях «Стране» говорят, что не заметили оттока аудитории после введения квот.
Радиоведущая Марта Мольфар, наоборот, отмечает: «Украинизация радиоэфира никак не отразилась на рейтингах радиостанций, вещающих в фм-диапазоне. Их слушают точно так же, как и раньше. Ни больше, ни меньше».
На запрос «Страны» в исследовательской компании «Kantar TNS в Украине» не смогли предоставить официальную статистику по замеру радиоаудитории за прошедший год сославшись на то, что это конфиденциальная информация, подготовленная на заказ Радиокомитета (ассоциации телерадиовещателей). В Радиокомитете же «Стране» сказали, что вся информация, которую они могут разглашать публично, есть на их сайте — но рейтингов радиостанций среди этих данных не нашлось. Единственные доступные замеры касаются роста объемов рекламных бюджетов на радио.
Так, по данным компании «Коммуникационный альянс», по сравнению с первым полугодием 2016-го года, в этом году объем рекламных бюджетов в радиоэфире вырос на 20-30%. Тогда как в прошлом году, по сравнению с первым полугодием 2015 года, объем рекламных бюджетов вырос ориентировочно в полтора раза (то есть на 50%).
По даннымВсеукраинской рекламной коалиции, объем рынка рекламы на радио в этом году вырастет на 20% в сравнение с 2016 годом (в 2016 году в сравнение с 2015-м рост составил 31%). При том, что в целом рынок рекламы в Украине, по пронозам ВРК, вырастет на 32%. Темпы роста рынка радиорекламы, среди всех остальных сегментов (ТВ, интернет-реклама, «наружка») являются наихудшими кроме уже давно стагнирующего рынка рекламы в печатных СМИ.
Другими словами, в этом году рост рекламных бюджетов был ниже, чем в предыдущем и ниже чем в среднем по рынку рекламы — что косвенно может указывать на падение прослушивания радио. С другой стороны, это может объясняться более высокой базой сравнения 2016 года.
В тоже время, руководитель одного из крупных радио говорит, что перемены не наступят быстро. «Я думаю, что нынешний год не показательный. И я полагаю, что сильного падения не наблюдалось. Люди очень инерционны. Если у них есть привычка слушать радио в машине, они это будут делать какое-то время даже после изменения контента. Но постепенно они будут замечать — что-то идет не так. Будут переходить на интернет-каналы, еще куда-то. Хотя большинство автомобилистов по привычке и дальше будут слушать радио. Просто будут чаще переключать частоты, если слышат очередную лажовую песню. Но в целом, тенденция по прослушиванию FM-станций в ближайшие годы будет негативной, хотя и постепенно-негативной», — говорит радийщик.
2. Из-за недостатка качественной музыки на радио вспомнили творчество молодой Ани Лорак
Опрошенные «Страной» сотрудники радио признают: даже спустя год после введения квот качественной украиноязычной музыки не хватает, чтобы разнообразить эфир.
Радиостанции столкнулись с тем, что им нечего ставить в ротацию, кроме песен нескольких известных украиноязычных групп. «Русское радио.Украина», к примеру, в рамках квоты на украинскую музыку начала ставить старые украиноязычные песни Ани Лорак. Лама, Гайтана, ВВ, Бумбокс, Виталий Козловский и особенно «Океан Эльзы» на первых порах действия квот стали самыми распространенными участниками эфира. Украинская радиостанция «Просто радио» в апреле даже провела ироничный эксперимент под кодовым названием «Есть ли жизнь без «Океана Эльзы» — на месяц отказались от песен этой группы.
Как говорит программный директор «Jam FM» и музыкальный редактор радиостанции «Голос Столицы» Александр Сказкин, в силу особенностей формата оба этих радио относительно легко справились с квотами на радиостанциях.
«Голос столицы» вещает в talk-формате, а музыка там звучит только ночью и потому не квотируется. «Джем ФМ» же еще до квот транслировала украинскую и российскую рок-музыку в пропорции примерно 50/50.
А вот нишевым радиостанциям, например, формата «ретро», которые транслируют музыку 80-х-90-х годов, пришлось непросто. Ведь не вернешься обратно во времени, чтобы создать украинскую музыку, если ее в то время почти не писали. Пришлось хорошенько порыться в архивах и включить фантазию.
Некоторые радиостанции поражали слушателей изобретательностью, переводя известные русскоязычные песни на украинский. Так, припев хита Елки «Прованс» в эфире «Народного радио» зазвучал как«Завтра в 7.22 я буду в Рогатині»залазити в кабіну і молитись на хлопчину…».
Это вместо привычного текста про пилота кабины самолета в киевском аэропорту Борисполя.
Другим станциям с нишевым форматом, которые транслируют, например, джаз- или рок-, сейчас фактически приходится создавать свое песенное поле с нуля.
«Радиостанции столкнулись с тем, что нужно наполнять эфир любым украиноязычным контентом. И это была проблема. Потому что «любой» – это не значит качественный. Нужно было находить качественные песни и программы на украинском, а их просто не было, поэтому надо было создавать все с нуля, – рассказывает «Стране» радиоведущая Ирина Сампан. — Поэтому сначала ставили только «Океан Эльзы» или ТНМК – потому что очень мало в Украине достойных музыкантов, поющих на украинском языке”.
3. Начинающие артисты пишут больше песен на украинском, но больше – не значит лучше
Многие слушатели жалуются в соцсетях, что их любимые радиостанции стало слушать невозможно. Мол, эфир заполняют в лучшем случае одними и теми же, а в худшем – низкопробными, «шароварными» песнями – лишь бы только вписаться в квоту.
Правда, на радиостанциях уже отмечают тенденцию: молодые, пока не известные широко, артисты стали писать больше песен на украинском языке.
И объясняют: если песня на украинском, у нее больше шансов попасть в ротацию.
«Если бы мне как программному директору попали в руки две песни – одна на украинском, а другая – на русском языке, обе хорошие, – я бы выбрал бы ту, которая на украинском. А потом бы уже подумал, как добавить в эфир еще вторую хорошую песню на русском языке», – рассуждает Александр Сказкин.
Ирина Сампан соглашается: тем, кто только начинает музыкальную карьеру, выгоднее сразу позиционировать себя как украиноязычного артиста.
«Квоты с коммерческой точки зрения для начинающих украинских исполнителей выигрышны. Очень много появилось украиноязычного контента, потому что молодым артистам выгодно, чтобы их больше крутили на радио. Если бы они писали на русском языке, их песня звучала бы раз в 24 часа, а на украинском – уже прозвучит трижды», – утверждает Сампан.
Но есть и обратная сторона медали. Да, радиостанции стали получать от молодых исполнителей массу песен на украинском языке. Но качество этого музыкального материала часто оставляет желать лучшего.
«Каждый день мне на почту молодые (и немолодые) артисты присылают свои новые песни с просьбой поставить в эфир, – рассказывает Павел Козлов. – Отдельно во многих письмах прописывают примерно следующее: «Послушайте нашу новую песню – она на украинском языке». Хорошо, что уточнили, думаю я. Но все же ищу музыкальную ценность в каждом треке – это главное».
«Сейчас есть среди начинающих артистов такая позиция: если мы написали песню на украинском языке, то вы обязаны ее поставить в эфир, – подтверждает Александр Сказкин. — А какого качества эта песня – это уже почему-то никого не интересует. Но некоторые радиостанции такие песни берут, потому что реально хорошего украиноязычного контента мало».
На некоторых радиостанциях «Стране» признаются: им приходится ставить в эфир даже те песни, которым еще несколько лет назад отказывали в ротации.
4. Меньше «русской попсы», но меньше и хорошей зарубежной музыки
Из-за квот на радио действительно стало меньше т.н. «русской попсы», с которой так рьяно боролись законодатели. Но вместе с тем стало меньше и качественной зарубежной англоязычной музыки.
Да и потом, даже вытеснение русскоязычного контента из эфира происходит все же не так быстро, как многим хотелось бы.
«Популярные украинские артисты, типа «Время и стекло», Потап, Настя, Максим Барских, – мы же видим, что после квот у них украиноязычного материала не появилось. Но, тем не менее, их как крутили, так и крутят по радио. А в противовес им, из-за квот, ставят какие-то непонятные группы, которые поют на украинском. Я, бывает, включаю другие радиостанции, и в голове один вопрос: кто все эти люди?», — комментирует Александр Сказкин.
«Российские исполнители, к которым все привыкли, та попса и шансон, все равно звучит – потому что остается аудитория, которая это любит и привыкла к этому. С российским языком, песнями и контентом на радио нельзя сделать так, как с «Ленинами» – просто взять их и повалить», – отмечает Ирина Сампан.
5. Квоты поддержали украинский язык, но не молодых украинских артистов
Спустя год некоторые молодые исполнители отмечают, что квоты изменили не так много, как им хотелось бы.
Юрий Шакалов из группы «НастяЗникає» утверждает, что такие молодые артисты, как он, на практике не ощутили действие закона о квотах. Он признает, что на радиоволнах теперь звучит больше отечественной музыки, но чаще всего это одни и те же трендовые композиции самых раскрученных исполнителей, а не новые имена.
«Нельзя сказать, что квоты как-то особенно помогают нам попадать в ротации – мы до сих пор каждый такой факт воспринимаем как нечто исключительное. Многие радиостанции так же игнорируют наши письма с песнями, как и два года назад. Кроме, разве что, интернет-вещателей. А эфир по квотам в основном заполняется песнями нескольких раскрученных исполнителей, оставляя мало места таким молодым группам, как наша», – рассказывает Шакалов.
Павел Козлов из RADIO MORE.FM также утверждает: «Квоты так и не помогли пробиться на FM-радио тем, кто больше всего их отстаивал — артистам, которые говорили, что их ущемляли и не брали в эфир только из-за языка. Но почему-то после квот волшебства не произошло. Хотя хорошая музыка на украинском языке продолжила появляться. Но она рождалась бы и без квот — у нас в стране все-таки живут талантливые люди».
А вот Сергей Танчинець, фронтмен украинской группы «БЕЗ ОБМЕЖЕНЬ», наоборот убежден, что квоты способствуют развитию музыки и молодых талантов. «Революція Гідності та квоти виявились добрим поштовхом для розвитку музики – не тільки відомі, але й нові імена українських виконавців потрапляють в ефір. А нещодавно в них не було такого шансу. Так що це однозначно – на краще і принесе свої плоди», — сказал он «Стране» и настоял, чтобы его комментарий был подан на украинском.
В целом, год действия квот показал: раскрутка украинских артистов и популяризация украинского языка это еще не одно и тоже.
Не все артисты пишут песни на украинском – но от этого они не перестают быть украинскими музыкантами.
«Мне не нравится обязательное требование «украиноязычности» от музыкального контента. Вот пример – группа Димы Снижко «CHAMPAGNE MORNING». Это украинская группа, песня которой за две недели взлетела с 50-го места, попав в первую пятерку хит-парада британской радиостанции, их играли на BBC в Лондоне, в шоу «BBC Introducing», а клип попал в номинацию на MTV EMA. Но они поют на английском. И они не единственные англоязычные из наших музыкантов. Получается, квоты заботятся о популяризации украинского языка, но не заботятся о развитии украинской музыки глобально», – указывает на проблему радиоведущая Марта Мольфар.
Кстати, еще в прошлом году ряд украинских артистов (у которых в репертуаре есть не только украиноязычные, но и песни на русском и английском языках) выступили против квот. В марте 2016 года 55 украинских музыкантов написали обращение к министру культуры Вячеславу Кириленко, в котором просили не вводить квоту для украиноязычных песен на радио. Среди них — Джамала, Андрей Хлывнюк, Дмитрий Шуров, Тина Кароль, Светлана Лобода, Ирина Билык, Виктор Павлик, Виталий Козловский, Наталья Могилевская, группа The Hardkiss, Злата Огневич, Алексей Потапенко (Потап), Руслан Квинта и другие.
А недавно победительница «Евровидения-2016» Джамала заявила, чтоукраинцы не обязаны вечно слушать «Два кольори»из-за того, что радиостанции должны соблюдать квоту. По словам певицы, в мире много достойных композиций украинцев на английском и русском языке. К слову, сама Джамала победила на Евровидении с англоязычной песней с припевом на татарском языке — то есть, ее квотные ограничения тоже коснулись.
Кстати, из-за вопроса «помогли ли квоты пробиться на радио новым исполнителям» недавно разгорелся настоящийскандал. Телеведущая Василиса Фроловаво время эфира на «Прямом» канале попросила одного из авторов закона о квотах, нардепа Викторию Сюмар, назвать имена новых украинских артистов, о которых лично ей известно именно благодаря квотам. Сюмар так и не ответила на вопрос, а ряд СМИ написали об их перепалке, назвав Фролову «украинофобкой».
Правда, сама Фролова не стала комментировать «Стране» эту ситуацию, а позже выложила на своей странице видео-обращение, в котором рассказала о том, что благодарна квотам, так как учит украинский язык и теперь в быту говорит исключительно на украинском.
6. Квоты перевыполняют, боясь штрафов от Нацсовета
Несмотря на все трудности квотирования, перечисленные выше, статистика показывает, что радиостанции дают в эфир даже больше украинского языка, чем нужно.
Напомним, что в прошлом году каждая четвертая песня должна была быть на украинском, теперь – каждая третья. В Национальном совете Украины по телевидению и радиовещанию считают, что радиостанциям легко будет справиться с такими цифрами. По их данным, местные и региональные вещатели и так уже перевыполняли квоты в среднем на 20%, общенациональные — на 7%.
Есть среди радиостанций настоящие рекордсмены. К примеру, в эфире «Країна ФМ» вообще звучит 100% украиноязычных песен. Не намного отстают радиостанции Общественного вещания: «Промінь» – 98%, «Українське радіо» – 90%, «Культура» – 66%.
В авангарде перевыполнения квот преимущественно западные области: Львовская (82%), Тернопольская (81%), Ивано-Франковская (59%), Львовская (50%).
По прогнозам Нацсовета, в 2018 году средний показатель доли песен на украинском языке возрастет до 35-40% (при требовании закона 30%). Доля языка ведения передач уже сегодня в среднем составляет 80% (закон перевыполняют на 30%).
По мнению членов Нацсовета, к перевыполнению закона радиостанции побуждает принципиальная позиция регулятора. «Мы очень жестко относимся к каждой ошибки. В радиостанции может произойти технический сбой, может быть ошибка редактора в подсчете объема песен, из-за чего Нацсовет зафиксирует нарушения. Чтобы избежать таких ошибок, они дают больше установленной законом квоты”, — пояснил, представляя мониторинг радиостанций, член Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию Сергей Костинский.
«Все поняли, что несоблюдение нормы даже на 0,1% все-таки является нарушением. Телерадиокомпании решили, что им лучше давать больший процент, чем нарываться на штраф в размере 5% лицензионного сбора, который может быть существенным. Были определенные нюансы с регионами, например, в Одесской области нужно было жестче стимулировать компании. Но благодаря жесткой позиции регулятора компании, не дождавшись увеличения квот, выполняют и 30, и 35%», — заявлял председатель Нацсовета Юрий Артеменко.
Действительно, Нацсовет занял в вопросе квот очень жесткую позицию. За последние полгода он оштрафовал 15 радиостанций почти на 634 тысяч грн за нарушение языковых квот (размер штрафа равен 5% лицензионного сбора). Среди нарушителей есть как общенациональные радиостанции (Кіѕѕ FM и «Радио Шансон»), так и местные («Европа Плюс Днепр», BestFM и другие).
Из последних примеров – штраф для «Радио-Эра FM» на 317,4 тыс. гривен (вместо 25% в эфире насчитали 23% украинского языка), «Громадське радио» на 1751,36 грн (2 апреля там насчитали 0% украиноязычных песен) и Lux Fm на 50,5 тыс. грн (дали 23,5% украинской музыки вместо 25%).
Досталось также «Радио Шансон» — их оштрафовали на 25% лицензионного сбора (294 тыс. грн) за трансляцию песни «Тихий океан», которую в Нацсовете трактуют как популяризацию и пропаганду военно-морских сил России.
К слову, многие владельцы радиостанций, с которыми связалась «Страна», отказались давать комментарии о квотах. «Все знают, что квоты добивают радиорынок и вредят нашему бизнесу. Но мы этого говорить не можем, так как наши слова обернуться против нас. Нацсовет за всеми комментариями бдительно следит,» — сказал нам руководитель одной из популярных радиостанций.