Софийский собор в Киеве
245 депутатов Верховной Рады в четверг, 16 июня, поддержали постановление парламента об обращении к архиепископу Константинополя и Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии православной церкви на Украине. Авторами этого документа стали пять депутатов от разных фракций и спикер парламента Андрей Парубий. Независимо от реакции Константинополя, религиоведы не ожидают революционных перемен и прогнозируют медленное становление единой Украинской поместной православной церкви.
Война изменила общество
Стремление создать единую Украинскую поместную православную церковь высказывается священниками и представителями властей едва ли не с момента обретения Украиной независимости в 1991 году. Почему же обращение к Вселенскому патриарху Верховная рада приняла только сегодня? Один из авторов текста этого обращения, депутат Сергей Высоцкий в интервью DW объяснил, что главной причиной стали резкие перемены в общественном сознании.
Аннексия Крыма и война в Донбассе привела к тому, что большинство населения Украины уже не воспринимает идею церковного объединения с патриархом Московским Кириллом, считает Высоцкий. «Идеи о «русском мире» и «скрепах», которые выдвигал Кирилл, не сработали потому, что в условиях агрессии Москвы люди в нашей стране почувствовали себя украинцами, и для них стал актуальным вопрос о получении православной церковью Украины автокефалии», — полагает депутат.
Московский патриархат теряет прихожан
До настоящего времени на Украине существуют три православных конфессии. Одна из них — Украинская православная церковь под омофором Московского Патриархата (УПЦ МП) — признана вселенским православием и фактически является частью Русской православной церкви (РПЦ).
Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) была восстановлена на Украине после долгих лет пребывания в изгнании во времена Советского Союза. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) была создана вследствие церковного раскола после распада Советского Союза и до сих пор не признана Константинополем.
Согласно опросу, проведенному социологической службой фонда Разумкова зимой этого года, УПЦ КП имеет больше всего прихожан. С нею себя идентифицирует 25% православных Украины (в 2010 году — 15,1%). 21,2% верующих отнесли себя к категории «просто православный». А прихожанами УПЦ МП назвались лишь 15% (в 2010 году — 23,1%).
Религиовед Людмила Филипович заявила DW, что увеличение прихожан УПЦ КП за счет УПЦ МП произошло после событий на Майдане, а также аннексии Россией Крыма и войны в Донбассе. «Люди просто перестали доверять УПЦ МП, которая не осудила военную агрессию и проводит очень странную стратегию в нынешней критической для страны ситуации», — отмечает Филипович.
Революционных перемен не ожидается
Однако другие ее коллеги предостерегают от ожидания быстрых последствий после заявки Украины на создание собственной поместной церкви. «По формальной и неформальной информации, Константинополь с большим интересом прислушивается к заявлениям киевских властей. Украинский вопрос стал мотивационным для всего мирового православия и проведения долгожданного Всеправославного собора», — сказал в интервью DW директор департамента по делам религий министерства культуры Украины Андрей Юраш.
Развитие событий по созданию Украинской поместной православной церкви, по его мнению, будет идти в рамках создания законодательного поля, которое предусматривает эволюционный путь. «Это необходимо, чтобы большая часть украинских православных могла реализовать свое стремление к поместности. Те же, кто хочет подчиняться центрам православия в России, Румынии или любой другой стране, получат гарантии государства на сохранение их идентичности», — указывает Юраш.
Но эта модель развития украинского православия не устраивает УПЦ МП. Руководитель пресс-службы этой церкви Василий Анисимов заявил, что у нее нет желания отделяться от РПЦ. А голосование за обращение к Вселенскому патриарху в Верховной раде он назвал незаконным. «У нас церковь отделена от государства. Вмешательство во внутренние дела церкви антиконституционно и выглядит как продолжение большевистской традиции, как пережиток советского прошлого», — подчеркнул Анисимов.