Десять дней, 38 спектаклей, 36 коллективов, 12 стран. В Херсоне до 25-го мая бушевал международный театральный фестиваль, который официально начался 17-го, а фактически – 16-го мая, с международной научно-практической конференции.
В эти дни, город на Днепре, уже в двадцать первый раз превратился в театральную Мекку. Ведь большего культурного события в области, а некоторые говорят, что и в Украине стоит еще поискать.
С одной стороны – Херсон довольно индустриальный городок. И эпицентром культурного развития, около 30-ти лет здесь является Херсонский областной музыкально-драматический театр им. Николая Кулиша. Его директор – Александр Книга и является двигателем культуры областного центра, поскольку много лет назад создал фестиваль «Мельпомена Таврии», который, уже на сегодня, набрал таких оборотов, что другим фестивалям можно только мечтать…
Зачин
Добро пожаловать на карнавал! Так, много лет назад, театр искал поддержки у властей и вышел на митинг в костюмах. Так и сейчас, начинается фестиваль костюмированным действом, участником которого становится весь город. От площади Свободы, по главной дороге отправляется необычный караван с оркестром, в ярких нарядах – это представители культуры города открывают «Мельпомену…».
Затем по традиции проходит концерт, возле театра, в котором принимают участие актеры театра и талантливые коллективы города. Так, в этом году, помимо традиционных танцев и песен, состоялся также показ мод бренда «Knigaartstudio» от дизайнера Александры Сікоєвої.
Ну и конечно, обычно первый день фестиваля начинается с большой сцены театра. В этом году фестиваль открыла уникальная спектакль литовского режиссера Линаса Зайкаускаса «Украденное счастье», которую привез месхетинський профессиональный драматический театр. Текст Ивана Франко прозвучал на грузинском языке, а страсти, бушующие в пьесе, в очередной раз подчеркнули, что для настоящего искусства нет границ. Хотя, по правилам фестиваля, даже для тех, кто не ориентируется в тексте и не знает произведения, есть экраны с переводом. Об этом организаторы позаботились.
Где только не играли
Когда в городе бушует фестиваль, то им охвачены все площадки и сцены, которые только здесь есть. К примеру, в этом году их было девять: три сцены в самом Херсонском театре Кулиша, сцена в Херсонском театре кукол, сцена в Доме молодежи, Храм святой троицы, Дом культуры в Алешках, сцена в «Урбан-Саде» и даже сцена в лесу.
Кроме этого, различные мероприятия проходили в библиотеке им. А. Гончара и в кофейнях города. Чтобы разместить такое количество спектаклей, организаторам пришлось многие из них ставить в параллель. Поэтому, гостям и участникам часто было непросто выбирать куда пойти.
Однако, такие месседжи, которые звучали на фестивале в этом году, в очередной раз подчеркнули, что культура не может быть в стороне от войны и что именно культура воюет за головы украинцев. Спектакль Луганского областного академического музыкально-драматического театра «Жайворонк» по произведению Жана Ануя, с одной стороны – художественный взгляд на историю Жанны д’арк, но настолько тонко и филигранно режиссер вложил актерам в уста реплики вроде:
«Кому, как не нам, людям с Востока знать, что такое война», а также «Ее надо было уничтожить еще в детстве, почему так плохо разведка работает». Если бы в Луганском театре такие спектакли появлялись еще в 90-тых, то возможно все было бы иначе сегодня. Однако, как говорил когда-то один из известных политиков «имеем то, что имеем…».
Однако, как оказывается тема постколониального общества – это не только беда нашего народа. Таких народов много и этому подтверждение – спектакль румынского театра из Питешта «Эксперимент П», которой рассказали реальную историю экспериментов над людьми, которых «перевоспитывала» советская власть в свое время в городе Питешт.
«Вы все будете равны, вы все будете жить в четырехкомнатных квартирах…» – ничего не напоминает сегодня? Постулаты о бесплатном сыре навязываются годами. Только цена за него слишком высока – отсутствие свободы, которая убивает личность.
После этой истории, рассказанной Александром Хаусватером и Совет Драгомиреску с большой сцены Херсонского драмтеатра, люди аплодировали стоя минут 20 и не могли остановить слезы. Актеры выбежали в зал и пели на бис свою финальную песню несколько раз, там речь шла о свободе…
Литература и театр
Литературная сцена, хоть и была разбросана по городу – поразила своим патриотическим направлением. Ее помог организовать основатель одесского театрального фестиваля «Молоко» Юрий Журавель. До Херсона на протяжении фестиваля посетили писатели: Александр Ирванец, Александр Мардань, Неда Неждана и Олег Миколайчук, Елена Воробей, братья Капрановы, Евгений Стебловский, а также авторы фильма Сергей Дзюба и Артемий Кирсанов презентовали «Позывной Бандерас» херсонцам.
Кстати, презентация фильма в рамках фестиваля состоялась впервые. Да и литературная сцена в этом году выдалась довольно вместительной. Таким образом фестиваль стремительным шествием перерастает из театрального в художественный.
По словам Президента фестиваля, директор-художественный руководитель Херсонского областного академического муздрамтеатра им. М. Кулиша Александра Книги: «Театр не может существовать без литературы, ведь это тот плацдарм с которого театр черпает материал, чтобы говорить с людьми».
Поэтому не удивительно, что 16-го мая состоялось фактическое открытие фестиваля «Мельпомена Таврии» с международной научно-практической конференции «Культурная дипломатия в контексте современной европейской и отечественной драматургии» на которую пришли драматурги со всего мира.
Послесловие
Херсон часто называют провинциальным городком. Однако, далеко не в каждом из провинциальных городов, в любое время года, театры полностью наполнены зрителями. Далеко не каждый город позволяет себе приезд иностранных коллективов. Да и не каждый город – так ждет свою культурное событие.
Очевидно, за много лет работы, фестиваль воспитал не одно поколение театралов, которые инфицированы искусством, а значит, способны мыслить, творить и строить страну свободных людей!
Елизавета Красниченко