В Украине второй год официально празднуют католическое рождество. Оно отмечается 25 декабря, в отличие от православного — которое 7 января.
Верховная Рада в 2017 году сделала Рождество-2 выходным — забрав такой статус у «коммунистического» 2 мая (чем сильно обидело многих украинцев, которые использовали длинные майские выходные для работы на даче или же поездок к родственникам). При этом христианский праздник отмечается и в январе тоже.
Эта — похожая на двуглавого орла — политика вызвала множество споров. Власть, клонировав Рождество, как бы расписалась в неуверенности, когда на самом деле родился Христос.
Хотя, конечно, вряд ли кого-то на Банковой или Грушевского интересовало именно православие. «Страна» вспомнила, как и зачем вводили католическое Рождество и что говорят о новом празднике год спустя.
Как Рада и Порошенко дважды родили Христа
В ноябре прошлого года десятки депутатов из разных фракций подали законопроект о дополнительном Рождестве в Украине.
Они аргументировали это во-первых тем, что новая дата приблизит нас к Европе, где празднуют 25 декабря. А во-вторых, многие православные церкви также отмечают день рождения Иисуса вместе с католиками.
Правда, о наличии таковых в Украине не было ни слова в пояснительной записке к законопроекту Видимо, потому, что все наши православные церкви (и не только они) отмечают Рождество исключительно в январе.
Как это всегда бывает в плохой политике, отсутствие спроса родило предложение. 16 ноября за новый праздник проголосовала Рада. А чтобы сгладить недоумение верующих, его сделали выходным.
29 ноября Петр Порошенко подписал закон. А уже 24 декабря 2017 года он выпустил поздравительное видео, где заявил, что будет отмечать Рождество дважды. Видимо, призывая к этому религиозному раздвоению и остальное население. Которое, впрочем, осталось на своих позициях (о чем ниже).
Другие политики тоже массово бросились поздравлять украинцев с новым Рождеством, однако Порошенко за счет массовой трансляции своего ролика по ТВ сорвал основной банк.
Это был один из первых шагов президента, направленных на углубление раскола среди верующих украинцев. Уже весной он вплотную займется созданием новой церкви и получением Томоса об автокефалии, что еще больше углубит разделение православия в Украине.
Впрочем, тогда в церквях клонирование Рождества вызвало лишь легкое раздражение. Причем вечно враждующие УПЦ Московского и Киевского патриархатов на этот раз даже сошлись в лексике.
В МП назвали закон, подписанный Порошенко, «антинародным».
«Христос родился один раз, а не два. Этим решением Верховная Рада показала, что ей нет дела до мнения народа Украины. По всем социологическим опросам, подавляющее большинство украинцев празднуют Рождество 7 января», — заявил тогда глава Информационно-просветительского отдела церкви архиепископ Климент.
Удивительно, но ровно с теми же посылами, хоть и в более мягкой формулировке, выступил и глава Киевского патриархата Филарет:
«Хотя Верховная Рада и приняла закон о праздновании 25 декабря по новому стилю, но это не касается ни православных церквей в Украине, ни греко-католической церкви, а только одной римско-католической церкви. Поэтому нам этот закон безразличен: есть он или нет, мы праздновали и будем праздновать Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю (7 января —ред.), потому что народ этого желает».
Продолжила праздновать рождество 7 января и греко-католическая церковь.
Правда, после создания новой православной церкви — ПЦУ, концепция начала меняться.
Сменщик Филарета — глава Православной церкви Украины Епифаний — уже заявил о желательности перехода на новый церковный календарь и переноса Рождества на 25 декабря.
Правда, он сказал это как предложение к обсуждению. Но, стоит отметить, что такая идея полностью ложится в логику действий «отцов-основателей» ПЦУ — максимально дистанцироваться от УПЦ МП, одновременно, «помечая» последнюю некими маркерами, чтоб показать отличие от «настоящего украинского православия». В русле этого тренда — и принятие закона Радой о принудительном переименовании УПЦ в «Русскую православную церковь».
Перенос Рождества может служить той же цели — максимально «отдалить» прихожан ПЦУ от УПЦ под лозунгом «возвращения к европейской традиции».
Правда, с учетом настроений среди верующих (которые в массе своей консервативны и против переноса праздника), реализация такой идеи может сыграть не в плюс, а в минус для церкви Епифания, еще более затруднив для нее «перевербовку» священников и паствы УПЦ МП.
Поэтому, вероятно, пока ПЦУ не будет делать резких шагов, зондируя общественное мнение и пытаясь его «перековать». В зависимости от успешности (или неуспешности) этого процесса и примут окончательное решение.
Но в любом случае, очевидно, что сам по себе перенос Рождества одной из церквей может еще более усугубить раскол среди православных Украины.
А в чем вообще разница между 25 декабря и 7 января?
Разница в календарях, которые использует западное и восточное православие. Их два — юлианский (старый, византийский) и григорианский, изобретенный много позже католиками.
Григорианский календарь был введен в конце 16 века Римским Папой Григорием. Тогда новый календарь заменил юлианский, по которому жила Европа. И многие европейские православные церкви тоже перешли на него (в действительности на новоюлианский — прим. kherson.site).
В 1918 году григорианский календарь (в действительности новоюлианский — прим. kherson.site) был принят и так называемыми «обновленцами» церкви при Советской власти (новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня — прим. kherson.site). В наши дни православная церковь на территории бывшего СССР продолжает жить по юлианскому календарю.
Именно поэтому в Европе празднуют Рождество 25 декабря, а в Украине и других странах постсоветского пространства — 7 января.
Зачем ввели новое Рождество и кому это было нужно
Как уже писалось выше, между юлианским и григорианским кадендарями в нашей стране пролегла не религия, а политика. Великий христианский праздник попал под каток показушной «европеизации», которую проводит президент Порошенко в рамках своего кредо «Геть вид Москвы» (ведь намного легче ради «близости к Европе» просто вводить новые праздники или переносить старые, а не прекратить использовать коррупционные схемы для личного обогащения).
При этом популярности властям это решение не добавило. Народ массово справляет Рождество 7 января — и эта тенденция характерна для всех остальных новых праздников, которые вводились за последние годы.
Причину озвучили выше иерархи церквей: никакого общественного запроса на «Рождество-2» не было. Римо-католиков и протестантов в Украине совокупно около 3% населения. А те же греко-католики, которых несколько миллионов, празднуют, как и православные — 7 января (в соседней Беларуси, например, празднуют два Рождества, но там это оправдано, так как римо-католики составляют значительный процент населения).
В прошлом году по начали шутить, что по логике Парубия и Порошенко можно делать государственными также мусульманские и еврейские празднества. Например, Курбан-Байрам или Рош-а-Шана.
Впрочем, представителям этих религиозных общин было не до шуток — так муфтий Духовного управления мусульман Украины Саид Исмагилов на своей странице в ФБ на полном серьезе предложил сделать Курбан-Байрам выходным. Но не был услышан властями Украины.
А как в итоге праздновали украинцы?
Фишка с выходным днем сработала со скрипом. В прошлом году, по данным Research & Branding Group, новое рождество отпраздновали 18% опрошенных. Это при том, что римо-католиков и протестантов на территории Украины — 3%.
Надо думать, что при отсутствии выходного дня число празднующих было бы значительно ниже. Чего явно не скажешь о православном Рождестве, которое отмечалось бы в любом случае с большим размахом (доказательством тому Крещение).
Сторонников 25 декабря больше оказалось на западе страны. Там в этот день отмечают 28% населения, в центральном регионе – 21%, в южном регионе – 11% и в восточном – 6%.
Впрочем, это не так уж много. По апрельским данным КМИС, любимым праздником Рождество назвали 81% респондентов. Это означает, что тех, кто празднует по юлианскому календарю, примерно в пять раз больше, чем «григорианцев».
Да и среди тех, кто начал отмечать католическое рождество, не будучи католиком — наверняка велика доля тех, кто праздновал и 7 января.
Подробнее о том, как проходило празднование в прошлом годуможно прочитать здесь.
Как ситуация изменилась в этом году?
Свежей социологии пока нет. Но «Страна» проверила, как запрашивают тему католического рождества в Google.
На 24 декабря — Сочельник или Святой вечер — картина такова. Слово «Рождество» искали на примерно на 5 000 человек больше, чем днем ранее.
При этом, скорее всего, этот запрос растет не потому, что украинцы пишут в Google слово «Рождество» (запрос в такой формулировке не имеет особого смысла), а потому, что СМИ массово начали рассказывать об этом празднике (и данный факт счетчики Google также учитывают).
Для рождественнского Сочельника такой результат не слишком впечатляет. Никто не ищет гаданий, примет и колядок, как это бывает перед православным рождеством.
Более того, днем ранее — 23 декабря — люди куда более массово искали, когда вообще празднуется католическое рождество. Это говорит о том, что даже для «продвинутой» интернет-аудитории этот праздник не совсем понятен даже через год после его введения.
«Страна» также провела опрос верующих— как они относятся к идее роджества 25 декабря. Позиция тех, кто воцерковлен, в этом смысле твердая: они разделяют мнение своей церкви. При этом многие достаточно лояльны к обеим датам.