В прошедшие выходные стало известно, что столь ожидаемый всеми украинцами Объединительный собор, на котором должно произойти рождение новой, самостоятельной национальной Церкви вновь откладывается.
Напомним, что вот уже без малого два года Президентом нашей страны и его окружением регулярно анонсируются даты предоставления Константинопольским патриархом Томоса об автокефалии – грамоты, позволяющей Украинской православной церкви полноправно войти в ряд мировых Поместных православных церквей, как самостоятельной, полностью независимой национальной церкви.
Дело, которое начали еще президенты Кравчук и Ющенко, безусловно, является важнейшим элементом в формировании новой национальной украинской идентичности. И столь же очевидно, что в случае, если действующий Президент сможет решить эту задачу, он навсегда внесет свое имя в историю Украины.
Однако не исключено, что Президент может пытаться решить куда как более простую задачу – поднять свой рейтинг и переизбраться на второй срок. Следовательно и сам проект может иметь отношение не только к Церкви, но и к политике. Об этом, в частности, заявил в своем недавнем интервью телеканалу «ИНТЕР» нынешний глава украинских структур Московского патриархата – митрополит Онуфрий.
Надо сказать, что и сам Президент неоднократно обращал внимание на многогранность влияния вопроса церковной самостоятельности на многие политические проблемы. Так, им публично была отмечена важность формирования независимой от Москвы Церкви для решения проблем в сфере национальной безопасности.
Для простых украинцев церковная самостоятельность – вопрос не политики, а национального выживания, заслуженное и выстраданное право. Право, которое мы обязаны реализовать, поскольку без трех наиважнейших составляющих – Истории, Языка и Веры, нет народа.
И вот здесь начинается то, что простым украинским верующим понять трудно. Начало важного для народа дела начинается с национального уничижения.
Да, все педставляется именно так, если попытаться оценить происходящее.
Напомним, еще в самом начале далеких 90-х Украина сделала первые шаги к формированию национальной Церкви. Тогда известный сегодня всей стране глава Украинской православной церкви Киевского патриархата — Патриарх Филарет, не испугавшись обструкции со стороны архиереев РПЦ, начал тяжелую работу по церковному строительству.
Все эти годы именно Патриарх Филарет последовательно и кропотливо возводил здание независимого украинского Православия. Превратив несколько десятков отдельных парафий в мощную, многотысячную Церковь, к которой сегодня относят себя большинство украинцев.
Еще десять лет назад, его трудами Украина как никогда близко подошла к решению вопроса о создании канонически признанной национальной церкви. Но тогда, Константинопольский Патриарх Варфоломей, встреченный в Киеве с невероятными почестями и открытой любовью, поддался давлению со стороны Москвы и на глазах у тысяч собравшихся киевлян отказался реализовать их чаяния.
Новые, куда как более конкретные попытки начались уже при нынешнем Президенте. В качестве кадровой и интеллектуальной основы для их реализации был принят именно Киевский патриархат, руководство и рядовые священники которого активно проявили себя во время Революции Достоинства, а сейчас делом доказывают свой патриотизм духовно укрепляя воинов, отстаивающих территориальную целостность страны.
Казалось бы, после срыва Москвой исторического проекта Константинопольского патриарха Варфоломея – Всеправославного Собора на острове Кипр, греки должны были безусловно и деятельно поддержать Патриарха Филарета.
Однако византийская хитрость, амбициозность и даже в какой-то степени возможно жадность стали проявлять себя с самого начала нового диалога.
Вселенский Патриарх, вся паства которого вполне комфортно уместилась бы в храмах лишь нескольких украинских епархий, потребовал в качестве непременного условия для начала запуска процесса предоставления Томоса организовать письмо Патриарха Филарета в Москву с просьбой о снятии с него наложенной РПЦ анафемы, которую к слову, ни сам глава Киевского патриархата, ни его архиереи, ни его многомиллионная паства никогда не признавали.
Ради общего дела Патриарх написал требуемое письмо. Однако результат был ожидаемым. Братское обращение было подвергнуто шельмованию и использовано в качестве основы для публичной насмешки.
Что дальше? А дальше Константинополь выдвинул новые требования. Как карточный шулер туза он вытащил из рукава документы, обосновывающие его претензии на целый ряд расположенныхв Украине храмов и монастырей. По некоторым данным, речь идет о почти трех десятках «объектов недвижимости», перечень которых составили для Варфоломея его карманные историки.
А ведь то, что для сидящего в Стамбуле грека «объект недвижимости», для украинца – святыня. Это неотъемлемая часть нашей истории и культуры. Неотъемлемая часть Украины в конце концов. В их число попади такие жемчужины украинской святости как Кресто-Воздвиженский скит в Маняме, Киево-Печерская Лавра, Феофановский скит, монастырь святого Онуфрия во Львове, Крестовоздвиженская церковь в Луцке.
Однако ожидать понимания всей абсурдности предъявленных требований от амбициозного главы Церкви, подавляющая часть немногочисленных общин которой находятся за границами страны, в которой он проживает – дело бесперспективное.
Мало того, Константинополь пошел дальше. Под яркой конфетной оберткой заявления собрания греческих епископов об отмене решений 300-летней давности о передаче Киевской митрополии Москве, Константинополь, фактически, объявил о своем праве на монопольное управление всеми украинскими монастырями и приходами. Причем, если смотреть чуть глубже, еще и на частью польских.
Именно для закрепления этого права и создания базы для масштабной греческой экспансии, а никак не для уврачевания церковного раскола на Украину были посланы два экзарха. Кстати, в переводе с греческого экзарх это руководитель или глава. Поэтому не удивляйтесь, если будущий Объединительный собор «неожиданно» примет решение об избрании главой новой Украинской церкви одного из этих посланцев Константинополя.
В интернет среде уже давно витают предположения о том, что томос об автокефалии Украинской церкви был написан еще в начале текущего года. Именно в первой своей редакции он был «по секрету» показан уполномоченным представителям государственной власти, а от них попал в Киевский патриархат. Однако, за прошедшее время документ претерпел многочисленные и, главное, принципиальные изменения. Кроме изначально заложенных положений об обязательном утверждении главы Украинской церкви в Стамбуле, а также об отказе в праве мироварения (священное миро будет предоставляться Константинополем по отдельным просьбам Киева), в томос были, якобы, включены новые элементы, фактически, устанавливающие существенный контроль греков над украинским Православием.
Одновременно с этим, под давлением Стамбула Патриарх Филарет и глава Украинской автокефальной православной церкви — митрополит Макарий (Малетич) согласились написать Патриарху Варфоломею письма, в которых отказались от личных амбиций на возглавление новообразуемой украинской Церкви.
Получив в качестве откупного, стремительно проведенное через Раду решение о предоставлении Константинопольскому патриархату памятника истории и культуры государственного значения – Андреевской церкви, Варфоломей послал в Киев свое ближайшее доверенное лицо – митрополита Гальского Эммануила (Адамакиса).
Декларируемая цель визита – решение оставшихся организационных вопросов по проведению Объединительного Собора. При этом, изначально, были озвучены и конкретные даты его проведения – 21-22 ноября.
Однако, воспользовавшись демаршем со стороны архиереев Московского патриархата, публично проигнорировавших приглашение Президента на встречу для обсуждения будущего украинского Православия, Эммануил, якобы, озвучил новые требования – присутствие на соборе значительного числа представителей епископата Московского Патриархата (по разным данным от 10 до 15), а также личное отсутствие на нем Патриарха Филарета.
Похоже на то, что иерарх, сделавший как никто много для становления национальной Церкви,фактически, вышвыривается на обочинуцерковной истории Украины решением греческих церковных интриганов! И этими же наследниками византийской хитрости протаскивается решение, предусматривающее присутствие на будущем Соборе большого числа открытых противников украинской церковной независимости!
Если это так, то это уже однозначно можно расценивать как открытый саботаж и издевательство над чувствами украинцев.
И все внешние признаки это подтверждают. Так, на официальном сайте Константинопольского патриархата появился документ, согласно которому дату проведения украинского Объединительного собора установят не в Киеве, а в Стамбуле, на Синоде Константинопольского патриархата. И произойдет это не ранее декабря.
Как говориться: «Занавес!».
Итак, каковы на сегодняшний день фактические результаты участия греков в уврачевании украинского церковного раскола? Объективно, они крайне печальны.
Очевидно, что с момента начала новой церковной кампании:
а) созданы юридические, канонические и материальные условия для развертывания на Украине деятельности Константинопольского патриархата, как новой церковной юрисдикции;
б) в ущерб интересам украинских православных церквей начата подготовка процесса передачи грекам широкого перечня православных святынь Украины;
в) резко, если не сказать фатально, обострились отношения между различными ветвями украинского православия, что, фактически, лишь усугубило раскол, а никак не приблизило вопрос их объединения;
г) в угоду греческим амбициям протаскиваются кадровые решения, ставящие под большой вопрос саму идею независимой национальной Церкви и, одновременно, вносящие раздор и смуту в ряды украинских сторонников ее реализации.
А теперь вопрос: «Стоит ли овчинка выделки?». Надеюсь, что ответ давать нам – украинцам.