Алексей Гавриленко: Откуда эта животная ксенофобия и готовность ненавидеть своих?

Рядом с чужими им психологически неудобно, они страдают

«Синок, ти хоч не москаль? Вони ж на нас інформацію збирають», – спрашивает меня пожилая ветеранша Евромайдана. Я попросил у нее небольшой комментарий в годовщину начала революции гидности 21 ноября. Мы стоим возле импровизированного мемориала на Институтской. На ней самодельная конструкция из картона, которая у рекламщиков называется сэндвичем, – рекламные плакаты на спине и груди. На картоне решительно выведено фломастером: «До окупантів бувших (Польща, Угорщина, Румунія) і сьогоднішнього (Московія). Не вказуйте нам, які закони приймати і кого за героїв мати. Бандера – мій герой і крапка». Ее вопрос по моей идентификации в разных вариантах, но по смыслу один и тот же я слышу не первый год на подобных мероприятиях. Раньше обижался: ну с чего бы это меня в родном Киеве считали москалем. Сейчас я от этих вопросов так устал, что в следующий раз могу и ответить: да, я москаль, если вам так удобней. Эти люди, видимо, стараются меня поскорей убедить.
Похожая ситуация была и 14 октября. Под памятником Тарасу Шевченко я подснял книжную раскладку. Традиционный ассортимент: Донцов, Бандера, Вьятрович, Велесова книга, антисемитские брошюрки, арийская периодика. Только открыл рот задать пару вопросов владельцам этого всемирного наследия, и тут же понял – гиблое дело. Они смотрели на меня и вдыхали воздух как загнанные лошади – буквально на дух чуя чужого. Далее произошел сумбурный диалог, и мы разошлись взаимно недовольные.
Тогда меня удивило это – как у них работает система «свой-чужой», не хуже чем у братнего народа. Меня удивила какая-то животная ксенофобия и готовность ненавидеть своих же сограждан. И ненависть эта была настоящей, казалось, осязаемой.
Чужак для них – это «зайда», скажем, такой архетип. Рядом с «зайдой» такие люди испытывают психологические неудобства и страдания, поскольку автоматически попадают в позицию «прыймака», то есть сами начинают чувствовать себя чужими на родине: «То що я приймак на своїй землі, чи що?»
Кажется, украинский материал достаточно интересен для современных психологов, социологов и философов. В нем особый шарм и колорит. Думаю, есть ли такие исследования по ксенофобии?
Как и все, что происходит в нашей стране, считаю подобное общение между согражданами позитивным. Благодаря вот таким простым технологиям, народ как никогда един.

Читайте также

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.